Поддержать нас
Беларусы на войне
  1. На авторынке «умирает» один из дилеров
  2. Беларусь получила щедрый «подарок» из-за границы — его масштабы впечатляют. Но такие «презенты» несут риски для нашей страны
  3. Без Трампа, но с крупной победой. Сборная США ярко стартовала на домашнем чемпионате мира
  4. Беларуска назвала свою пенсию после 37 лет работы и попросила других поделиться цифрами. Суммы заметно отличаются
  5. Пропагандист заявил, что 196 политзаключенных, об освобождении которых ранее не было известно, уже на свободе
  6. Можно ли внезапно умереть от испуга, плохих новостей или сильного стресса — рассказываем
  7. Возле Дроздов в Минске есть секретная многоэтажка — информации о ней минимум. Но всплыли данные об одной из квартир
  8. «Меньше кофе надо было пить, не напьетесь вы этого кофе вечно». Беларуску оставил на заправке рейсовый автобус — кто прав
  9. «Мы отрежем Крым от России». Командующий Силами беспилотных систем Украины Бровди о стратегии ударов


/

Исследование международной группы экспертов во главе с Рэйчел Фрост из Ливерпульского университета Джона Мурса показало, что только немногие из безрецептурных средств, доступных в супермаркетах и аптеках, действительно могут помочь при депрессии. Ученые проанализировали почти 24 тысячи записей и в итоге отобрали 209 клинических исследований, в которых изучались 64 различных продукта, применявшихся взрослыми с симптомами или диагнозом депрессии, пишет Scimex.

Изображение используется в качестве иллюстрации. Фото: pixabay.com

Наиболее надежные данные получены по таким известным средствам, как зверобой и шафран. Оба препарата показывали результаты, сравнимые с рецептурными антидепрессантами, и значительно превосходили плацебо. Зверобой тестировался в 38 исследованиях, шафран — в 18. Также заметный положительный эффект выявлен у пробиотиков и витамина D. В отличие от них, омега-3 жирные кислоты, несмотря на обилие исследований (39), в большинстве случаев не оказали влияния на симптомы депрессии.

Кроме широко известных средств, исследователи обратили внимание на группу продуктов, по которым имеется так называемая зарождающаяся доказательная база. К ним относятся фолиевая кислота, лаванда, цинк, триптофан, родиола и мелисса. Хотя количество испытаний по этим веществам пока ограничено, их потенциал авторы считают перспективным. Позитивные, но пока неполные результаты также показали горький апельсин, персидская лаванда и ромашковый чай.

Некоторые популярные добавки, такие как магний, мелатонин, куркумин, витамин C и корица, продемонстрировали смешанные или нестабильные результаты. А целый ряд средств, несмотря на широкое распространение, исследовался только один раз, что делает выводы о них крайне предварительными. Более того, несколько травяных препаратов, часто употребляемых при депрессии, — например, женьшень, гингко или липовый цвет — вообще не изучались в клинических условиях.

Важно, что в большинстве исследований не выявлено серьезных побочных эффектов от приема добавок, даже в сочетании с антидепрессантами. Однако только 69% работ полноценно сообщали о безопасности, что, по мнению авторов, должно быть исправлено в будущих испытаниях. Они подчеркивают: прежде чем принимать те или иные добавки, необходимо консультироваться с врачом, особенно если уже назначено медикаментозное лечение.

Результаты работы дают важную основу для будущих исследований. Ученые призывают уделять больше внимания тому, как эти безрецептурные продукты взаимодействуют с психотерапией, а также изучать их влияние на систему здравоохранения с точки зрения затрат и эффективности. В целом, исследование демонстрирует, что среди множества добавок, активно рекламируемых в интернете и социальных сетях, реальную пользу могут приносить только некоторые, и подходить к их выбору нужно с осторожностью и опорой на доказательную медицину.